На что украинцы платят налоги ?
Если бы я и мой работодатель не платили налогов, то ежемесячно я могу
самостоятельно содержать двух пенсионеров, полтора врача или учителя,
одного милиционера или одну треть депутата Верховной Рады. Однако в дополнение к налогам, которые я плачу, я все равно плачу
за услуги врачей, педагогов, а также содержу родственников —
пенсионеров, которым явно не хватает заработанной за долгую трудовую
жизнь пенсии.
Не лучше дела и у работодателей. По данным Всемирного банка, в 2012
году предприниматели перечислили в бюджет 55,5% доходов, из которых
43,3% составляют налоги на труд.
Всего за показателем » налогообложение» , который определяется
Всемирным банком при составлении рейтинга Doing business, Украина сейчас
занимает 165 место из 194. При этом в банке отмечают, что благодаря
сокращению количества налогов Украина за год даже улучшила свою
позицию — на целых 20 позиций.
Согласно опросам, проведенным Центром Разумкова, почти 38% опрошенных
считают, что уплаченные украинскими плательщиками налоги разворовывают
чиновники. Еще 28% считают, что у них просто отбирают честно
заработанные деньги. Третья по численности группа — 17,6% — это те , кто
считают, что налоги хоть и не разворовываются, но все равно
используются неэффективно.
Только 6,9% опрошенных считают, что за счет налогов их плательщик
поддерживает тех, кто нуждается в этом больше, и только 4,3%
респондентов уверены, что уплаченные налоги вернутся к ним или
их близким.
Сколько мы платим?
В Центре социально-экономических исследований CASE подсчитали, что
от каждого гражданина, который получает месячную зарплату в 2157 гривен,
государство получает 2092 гривны налогов. За год эта сумма составляет
более 25 тысяч гривен.
Из них более 17,3 тысячи гривен — это налоги и социальные взносы. 15%
налога на доходы физических лиц и 3, % социального взноса платит сам
работни , и еще 36,75 % — единый социальный взнос, который платит
работодатель. Львиная доля этих платежей идет на финансирование
Пенсионного фонда. Впрочем, даже такие огромные по сравнению с другими
странами отчисления в Пенсионный фонд, обеспечивают лишь две трети
от его реальной потребности. Остальные — так называемый дефицит
Пенсионного фонда — также финансируется из бюджета — через
перераспределение других налогов.
Еще почти 8000 гривен, по расчетам экспертов CASE, — это так
называемые косвенные налоги, или налоги, уплаченные в магазине — НДС
(20% от себестоимости товара), а также акцизы и импортные пошлины.
Получается, что работник в Украине получает в среднем столько же ,
сколько платит налогов, но, как говорит автор исследования Дмитрий
Боярчук, практически ничего за это не получает от государства :
«Если посмотреть относительные показатели того, что мы платим, я,
наверное, не припомню ни одной другой страны, где бы налоги на зарплату
достигали бы почти 50%. Но есть еще и абсолютные величины. И если
посмотреть те абсолютные суммы, которые идут на финансирование медицины
или образования, то нам до европейского уровня еще довольно долго
идти», — говорит эксперт.
Чем хороша скандинавская экономика: 4 причины
Директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин
также советует смотреть на абсолютные цифры и учитывать, что работа
украинцев сильно недооценена, а следовательно, и налоги, которые платят
украинцы, также сравнительно небольшие в абсолютном измерении. Но надо
учитывать и обратную сторону этого замкнутого круга — относительно
большие налоги заставляют предпринимателей и работников «не светить» все
свои доходы:
«С одной стороны, труд в Украине крайне недооценен, и зарплаты
квалифицированных работников очень низкие. Следовательно, нельзя
рассчитывать, что и налоговые платежи и отчисления в социальные фонды
будут значительными. Кроме того, распределение средств, уже поступивших
в бюджеты, является непонятным и прозрачным. А количество налогов,
которые мы платим, вообще подталкивает к тенизации доходов, потому что
нормально жить на те средства, которые остаются после уплаты налогов —
просто невозможно», — говорит Василий Юрчишин .
По данным CASE Украина, с зарплаты в 3601 гривну, которую
работодатель должен начислить, чтобы оплатить «чистыми» работнику
2157 гривен, на руках у этого работника для «чистого» потребления
остается 1670 гривен .
На что тратятся налоги?
Более половины от того, на что тратятся налоги — 58,1% — составляет
выплата пенсий. При этом средняя пенсия в Украине составляет менее 1500
гривен в месяц.
Среди других главных направлений, на которые тратятся деньги
налогоплательщиков — образование и медицина (более 10% и 5,8%
соответственно) . При этом зарплаты украинских врачей и учителей — одни
из самых низких в целом в экономике и составляют около 2500 гривен
в месяц.
По 3,9% и 3,1% расходов идет на обеспечение правоохранительной
системы и государственный аппарат соответственно. Примечательно также,
что все эти области — государственное управление, правоохранительная
система, образование и медицина — также регулярно фигурируют на высоких
местах в рейтингах коррумпированности.
|
Конкурентноздатність економіки/зі 144 країн |
Легкість ведення бізнесу/зі 185 країн |
Сприйняття корупції/зі 174 країн |
Людський розвиток/зі 186 країн |
Процвітання/зі 142 країн |
Україна |
73 |
137 |
144 |
77/186 |
71/142 |
Швеція |
4 |
13 |
4 |
10 |
3 |
Данія |
12 |
5 |
1 |
16 |
2 |
Фінляндія |
3 |
11 |
1 |
22 |
7 |
Норвегія |
15 |
6 |
7 |
1 |
1 |
Німеччина |
6 |
20 |
13 |
9 |
14 |
США |
7 |
4 |
19 |
4 |
12 |
По данным World Economic Forum, World Bank, Transperency Int ., UNDP, Legatum Institute, 2012 год
«Если посмотреть на милицию, которая нам стоит гораздо больше, чем
армия, то возникает вопрос: от кого мы защищаемся? Если говорить
об образовании, то мы тратим относительно много, но эти средства
размываются, и ни один украинский ВУЗ не входит ни в один из мировых
рейтингов. Что касается медицины, то за те налоги, что мы платим,
мы должны были получать медицинские услуги бесплатно. А в реальной жизни
мы в лучшем случае имеем помещение, где сидят врачи, которые берут
за свои услуги дополнительные деньги, не говоря уже о том, сколько стоят
лекарства», — говорит Дмитрий Боярчук .
Что делать?
Среди развитых стран едва ли не самый высокий уровень налогов
наблюдается в странах «нордического социализма». Там налоги на порядок
выше, чем в других европейских странах. Если доля налогов в ВВП
составляет в Швеции, Дании, Норвегии и Финляндии превышает 50%,
то в крупнейшей европейской экономике — Германии — этот показатель чуть
больше трети.
Украинский показатель соотношения налогов к ВВП близок к немецкому,
но в нем не учитываются налоги на фонд оплаты труда и отчисления
в социальные фонды. Вместе с ними, очевидно, Украина по относительному
показателю отчислений приближалась бы к «нордическому социализму».
По оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР),
Украина относится к странам с самыми высокими налогами, — вместе
с государствами Северной Европы. Однако эффективность того, как эти
налоги расходуются в Украине и в странах Северной Европы, — совершенно
разная.
Есть еще один вариант, которым, например, пользуются США, где налоги
составляют менее 16% от ВВП. Он заключается в том, что государство
собирает со своих граждан минимальное количество налогов, зато граждане
могут сами позаботиться о себе и с помощью благотворительности о других.
Украина, несмотря на относительно большие налоги, вряд ли может
догнать скандинавские страны по уровню качества государственных услуг,
говорит Василий Юрчишин. Главное препятствие — такой большой передел
денег через государственный бюджет в виде налогов и выплат могут делать
только те страны, где уровень коррупции традиционно очень низкий,
а уровень прозрачности — высокий:
Какие налоги ждут украинцев?
«Скандинавский вариант очень привлекателен, но он требует большого
доверия населения к власти, минимальную коррупции и прозрачность
бюджета. К сожалению, ни по одной из этих позиций Украина не достигла
какого-то приемлемого уровня, и именно по этим показателям проигрывает
всем европейским странам. Другой вариант, когда все платят мало и каждый
сам за себя, также вряд ли приживется у нас из-за воспитанных Советским
Союзом патерналистских настроений. У нас все еще большая часть
населения верит, что государство должно заботиться о своих гражданах», —
говорит Василий Юрчишин и советует двигаться в обоих направлениях —
пытаться уменьшить коррупцию и одновременно уменьшать у граждан чувство
зависимости от государства вместе с уменьшением налоговой нагрузки.
Дмитрий Боярчук утверждает, что изменить ситуацию с налогами могут
только кардинальные реформ и сокращение неэффективных бюджетных
расходов. Но на первом этапе, говорит эксперт, было бы полезно, если бы
украинцы сами начали платить налоги, а не только видели
их в бухгалтерской отчетности. Тогда они бы лучше понимали, что могут
и должны требовать от государства за оплаченные налоги:
«В нашей постсоветской ментальности нет понимания того, что бюджет —
это не только то, что человек получает, это и то, что он платит. Люди
должны понимать, что они не должны государству за бесплатную медицину,
образование, а также за то, что их не трогает милиция. Конечно, хорошо
было бы, если граждане собственноручно платили налоги, как это
происходит в большинстве цивилизованных стран, — говорит Дмитрий Боярчук
, и как пример „изменения сознания" приводит малых предпринимателей.
— Мы видим, что у частных предпринимателей, которые сами платят
ежемесячно 200 гривен, отношение к государству, к чиновникам, к системе
совсем другое».
|