Понедельник, 29.04.2024, 17:14

          

Меню сайта
Помощь сайту
Личный кабинет
Категории раздела
Поиск
Наши посетители
QR-код сайта
Главная » Статьи » Литературная страница » Проза


Гарбуз Ким. Местечковые рассказы. Вступление. ч. 1 Земля и люди
 Гарбуз Ким. Местечковые рассказы. Вступление. ч. 1 Земля и люди



  Местечко! Это не просто место,где веками проживали бок о бок украинцы,русские, евреи,поляки,молдаване и представители других народностей,как-то турки,греки,гагаузы,цыгане-да и кого только не забрасывала туда судьба. Местечко-это своеобразный быт,традиции,культура.Белорусские,украинские,молдавские местечки-бывшая черта оседлости для подданных бывшей же Российской Империи Моисеева закона,а попросту российских евреев.Ни город ни деревня. Местечко,одним словом.
-Ну.я ,положим, из Москвы- коренной москвич,- возражает мне респектабельный господин в добротной и недешевой дубленке от Le Monty и ондатровой шапке,как у Члена ЦККПСС оттуда же.
- А я из Ленинграда,то есть из Питера-, присоединяется к москвичу не менее солидный господин без дубленки и шапки,но в нейлоновой куртке и берете.
 -Да и мы не местечковые,- с чуть- чуть заметной неуверенностью отзываются киевлянин и минчанин, не отличающихся по вншнему виду от москвича. Одессит скромно промолчал,что ему,конечно, не свойственно. Решил ,видимо,вставить «своих пару слов» на финише спора.
-Э,нет!- говорю им я- А ну-ка поройтесь,господа хорошие, в своей родословной.
А может быть ваш уважаемый папаша приехал в Москву из Жабокрича,а мамаша из Коростеня? А ваш дедушка,мой глубокоуважаемый ленинградец,привез вашу бабушку в Питер прямо из Томашполя или,в лучшем случае,из самого Немирова,хотя сам родился в Тульчине. И дома ваш дедушка разговаривал на сочном Идыш. Правда,на работе дедушка ваш пользовался русским языком,но это был совсем не тот русский,на котором вы мне только что возразили.
С Киевлянином и Минчанином спорить не буду. Во первых, они и сами не уверенны в том,что не являются местечковыми,а,во-вторых ну какой же Киев или Минск город? Разве Киевский Подол можно назвать городом? Это тоже местечко,ну, не все дома там одноэтажные и передвигаются там не пешком. А наша Одесская Молдаванка? Это же вообще Суперместечко!Когда тетя Рива жарит скумбрию,то ли выловленную Зямкой в море,то ли купленную им же на Привозе, то вся улица знает, что сегодня будет «на обед» у Моргулисов. Здесь же , в местечке, разница между городом и деревней только в том ,что жарит не тетя Рива,а тетя Песя и не скумбрию,а зачуханных карасиков,купленных тетей Песей на местечковом базаре(в местечке нет моря,.а средой обитания вышеупомянутых карасиков служит пруд в близлежащем селе.).И обоняет эти рыбные запахи не одна улица,а все местечко.И не улица ,а все местечко знает,что будет на обед у родственников Одесских Моргулисов-Томашпольских Моргулисов.
Чтобы положить конец спору предлагаю моим оппонентам компромис:
- Да, вы уже не местечковые- вы городские жители,но уехав из местечка, ваши родители увезли его с собой. И разве не щемит у вас сладко сердце и не появляются на глазах слезы,когда вы слышите клезмерскую музыку или песни на идыш?Местечко осталось с нами как бы на клеточном уровне- оно живет в наших генах.
Из местечка вышли многие знаменитости:ученые,врачи, инженеры, военные,артисты,спортсмены да и просто токари
и слесари,часовые мастера ,модные портные и парикмахеры, ставшие затем кутурье и гримерами.И даже среди директоров магазинов и ресторанов процент выходцев из местечка не мал.
Местечко опустело.
Бывших жителей бывшего местечка можно встретить сейчас в Израиле,Австралии,Канаде Германии,США-да где угодно! А Нью Йорк-это же,вообще,не только Столица Мира,но и Столица «местечковых».
Ушли в небытие местечковый быт,обычаи и традиции. И только мы,«сверхшестидесятилетние»,уже пенсионеры,и постепенно
уходящее туда, откуда еще никто не вернулся,помним МЕСТЕЧКО. Помним клезмеров и пуримшпилеров( пуримшпилеры-это по современному участники художественной самодеятельности с еврейским акцентом).Помним веселые еврейские свадьбы и печальные еврейские похороны. Помним местечковых мудрецов и совсем наоборот. И только от нас зависит сохранится ли в истории нашего народа этот пласт еврейской жизни.Передадим ли мы все это нашим детям,внукам и правнукам, Заинтересуем ли их! Так давайте же,в меру своего таланта и спосбностей напишем о местечке, в том числе и о Москве с Петербургом , о Киеве с Одессой,
о Харькове с Минском и т. д. И, возможно, найдутся Издатели и Главные Редакторы, которые отложат в сторону коньюктурные соображения в виде доходов за рекламу и прочие сьюминутные выгоды, и соберут все эти Записи в одну Книгу и издадут ее. А наши наследники,спустившись с «достигнутых» вершин вспомнят,КТО ЖЕ ОНИ в самом деле,и в наших рассказах увидят вживую своего прадеда парикмахера Янкеля или мясника Хаима?
Вот и я попробую описать местечко, в котором провел свои детские годы,его жителей- какими они остались в моей памяти со своими достоинствами и недостатками.
А может мне повезет и кто-то прочитает мои рассказы! А?
       

       ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ

Вапнярка – это не совсем местечко в классическом его определении. Это скорее поселок.Крупный железнодорожный узел,связывающий юг Украины и Молдавию с Донбассом и другими индустриальными центрами Восточной Украины.Во время войны,уже после освобождения от немецкой оккупации фашистская авиация почти снесла поселок с лица земли. И долго еще вапнярчане отстраивали свои дома,налаживая послевоенную жизнь. Свое название Вапнярка получила от слова «ВАПНО»,что в переводе с украинского обозначает «Известь». И в самом деле в окрестностях Вапнярки с незапамятных времен добывали и гасили известь- такой в прошлом необходимый строительный материал. И домики в Вапнярке и прилегающих к ней селах напоминали об этом. Они были всегда свежевыбеленными и с чуть заметной синевой. Эту синеву обеспечивала добавка к гашенной извести краски-«синьки». Синьку эту продавали в пакетиках на рынке предприимчивые вапнярчане. Для некоторых продажа синьки вместе с не менее дефицитными дрожжами была основным источником ,хоть и небольшого, но все же дохода. Ну не считать же доходом, могущим прокормить и воспитать детей, ту скудную пенсию, которую выплачивало «родное» государство вдовам, погибших на войне солдат. Да и платили только на детей.

Это в побежденной Германии солдатские вдовы и дети были более-менее обеспечены.А вот у победителей все оказалось наоборот.За «великими» стройками недосуг было обращать внимание на каких то там вдов и сирот, да и судьба и благосостояние отдельного человека не очень то интересовала власть предержащих. Изменилось ли теперь что нибудь? Не мне судить. Об этом могут сказать оставшиеся там ( если кто то еще остался ).
Если Жмеринку считаь провинцией по отношению,ну,хотя бы к Киеву, Одессе или Виннице,то Вапнярка- провинция даже по отношению к Жмеринке. Правда, так было не всегда, В первые послевоенные годы жизнь в Вапнярке била ключем. Но об этом позже.
Вапнярка расположена на взвышенности и с трех сторон окружена лесами: Цукровским, Цыганским и Черным. Городок окружают и почти сливаются с ним села: Цаповка,Колоденка,Вербова,Кислицкое и Цыганка. В 18 километрах находится райцентр-настоящее еврейское местечко Томашполь (уже провинция по отношению к Вапнярке).Откуда вы думаете произошло выражение « А ыц ын Паровоз?». Это вапнярчанин, который определяет время не по часам, а по гудку паровоза или по расписанию поездов, спрашивает томашпольца, что же это такое паровоз и видел ли тот это чудо техники. На что уязвленный томашполец и отвечает вышеупомянутой фразой.И пошла гулять эта фраза по городам и местечкам Российской Империи. В 22-х километрах от Вапнярки расположился городок Тульчин,а в 12 километрах,я извиняюсь,Крыжополь,чье имя часто фигурирует в различных юморесках как символ глубокой провинции. В Тульчине
когда-то проживал А.В.Суворов,а также декабрист Пестель. Именно в Тульчине он основал Южный Союз
В 7 километрах,если идти Цукровским лесом,находится бывшее имение Суворова Тыманевка. Неподалеку от села Тыманевка,в лесу,можно увидеть три колодца с чистейшей родниковой водой, и не только увидеть но и попробовать эту «живую»
воду.Эти колодцы были выкопаны « Чудо Богатырями»- суворовскими солдатами,и сохранились до сих пор в первозданном виде. Места здесь живописные! Грибы,ягоды,вкуснейшая родниковая вода и насышенный кислородом воздух явились причиной того,что потомство вапнярчан выростало не хилым и слабосильным,а наоборот,отличалось крепким здоровьем –физическим и моральным.Парни слыли завидными женихами,а розовощекие невесты сражали насмерть иногородцев.Очереди соискателей руки вапнярчанок не иссякали.
- «Ви знете,Сема берет в жены а вапнярске мейдале(вапнярскую девочку)»!- с гордостью извещала своих
одесских родственников любящая Семина мама-« Я уже приглашаю вас к нам в Винницу на свадьбу».
-Ну,раз мейдале из Вапнярки, то ваш Сема таки да успел. И мы таки да приедем.» соглашались одесские родственники Семиной мамы,даже не подумав обидеться,что такое сокровище может быть не из Одессы.
Нет, автор,конечно,далек от мысли,что одесситки могут быть хуже,Б-же упаси!
Но,при всех их хороших и даже,можно сказать ,прекрасных качествах у одесситок бывает один,для некоторых маленький,а для других чуть больший недостаточек. – Какой же это недостаточек?,- спросите вы. Отвечаю : - «Одесситки товар скоропортящийся. Среди одесситок чаще может попастся уже испорченный товар,несмотря на обилие соленной воды в виде Черного моря.Оправданием им может служить то,что в Одессе соблазнов больше,да и ребята покруче.Так что,чтобы успеть захватиь в Одессе «свежий» товар, нужно проявлять сноровку- пошевеливаться побыстрее».
Вапнярка никогда не была удостоена чести побывать райцентром. Она всегда находилась в подчинении,но как ветренная девчонка меняет своих воздыхателей,так и Вапнярка меняла «свои» райцентры. Наиболее продолжительное время Вапнярка находилась в подчинении у Томашполя. Некоторое время входила в состав Тульчинского района, и даже побывала «под
Крыжополем». В составе Крыжопольского района Вапнярка состояла совсем недолго.Видно, вапнярчанам уж очень не нравилось почти неприличное название райцентра. Одно дело иметь такого соседа – с географией не поспоришь-,и другое- иметь все это у себя дома. А вывески?. Ну,например: «Столовая №3 Крыжополь-
ского Райпищеторга». Так и аппетит пропадет. Нажали вапнярчане на свои рычаги в областном центре( как теперь говорят,использовали свое лобби) и вернулись под кров, хоть и провинциального, но все же такого знакомого и родного Томашполя.
Сказать,что Вапнярка городок без недостатков, было бы большим преувеличением.
Нужно смотреть правде прямо в глаза, и смотреть,не прищуриваясь.Были они и есть они. Не будем их все перечислять. Плохого понемножку.Но вот об одном,и очень существенном, автор не в праве умолчать. Вы бывали в Вапнярке? А если бывали,то,надеюсь,летом или зимой. Потому что побывав там осенью,вам уже не захочется приезжать в этот городок,если не вообще,то,по крайней мере, в эту пору года. Если мой читатель не москвич с ленинградцем, или житель любой другой Советской республики,а с Украины,то он помнит(если учился в украинской школе или, по крайней мере, изучал украинскую литературу)Отрывок из произведения М. Коцюбинского « Фата Моргана» Помните? «...ідуть дощі,холодні осінні тумані клубочуться...”. Вот Это как раз про Вапнярку осеннюю.Вапнярка стоит на жирном украинском черноземе. И эти самые «дощі” превращают улицы,улочки и переулки в труднопроходимые «Пинские болота». Перемещаться по улицам, вообще-то возможно,но в спецодежде. Ботиночки,туфельки- это не обувь для осенней Вапнярки.Кирзовые(«яловые» для более состоятельных вапнярчан) или, лучше всего, резиновые сапоги решали проблему передвижения.Только в такой экипировке вапнярчанин мог ходть на работу,на рынок и даже в гости друг к другу-
будь то именины,сватовство или другие подобные мероприятия. Преодолев «полосу препятствий» и достигнув,наконец,цели,абориген тщательно отдирал прилипшие к обуви комя грязи(повторяю, чистого чернозема) о специально укрепленную у каждого дома металическую скобу. Это был предваритльный этап «очищения». Уже в сенях пришелец снимал обувь и переодевался в,принесенную с собой обувку. Иногда гостеприимный хозяин(это уже не в казенном учереждении) выдавал гостю тапочки.В начале декабря ударяли морозы и «следы» превращались в земляноледовую смесь,а лужи,замерзая,образовывали природные ледовые катки к большой радости детворы.Вапнярчане одевали зимнюю обувку. Кто побогаче пользовался валенками,в том числе и фетровыми. Кто победнее носил «бурки» с калошами. Бурки-это «ножной ватник»-простроченные ватно-матерчатые чулки.
А калоши? Ну, если вы не знаете,что такое калоши, то вы черезчур молодой и, чтобы представить себе этот прдмет обувки , лучше всего поискать это слово в словаре. Позже выпадал снег.Неровности проезжей и пешеходной частей улиц скрывались под слоем снега до самой весны. Весной снег таял и осенний,но более краткосрочный вариант вапнярско-пинских болот повторялся. В шестидесятые годы проезжую часть главных улиц модернизировали,заменив брусчатку асфальтом. Очень качественный камень брусчатки был вывезен в неизвестном направлении. Надеюсь, он не пошел на строительство баррикад угнетенного пролетариата.Так как вапнярчане баррикад не строили и в каком либо революционном движении участия не принимали,то пропажу столь ценного для восстающего или уже восставшего пролетариата восприняли довольно равнодушно. Главное асфальт начал покрывать вапнярские улицы.
Категория: Проза | Добавил: isemko (17.08.2012)
Просмотров: 702 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar


Нравится
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 244
Друзья сайта
Статистика



Яндекс.Метрика



Облако тегов
Вернуться наверх