Понедельник, 29.04.2024, 16:46

          

Меню сайта
Помощь сайту
Личный кабинет
Категории раздела
Поиск
Наши посетители
QR-код сайта
Главная » Статьи » Литературная страница » Проза


Гарбуз Ким. Местечковые рассказы. Продолжение 1

Гарбуз Ким. Местечковые рассказы. Продолжение 1



ЭКОНОМИКА

Экономическая структура городка зиждилась на трех китах:железная дорога,сельское хозяйство,торговля и обслуживание. Станция Вапнярка- ее официальное наименование.Все железнодорожные службы как-то сама станция(вокзал),подъездные и маневровые пути,грузовая рампа,паровозное и вагоноремонтное депо,угольный склад и прочие вспомогательные службы подчинялись и руководились Котовским отделением Одесско-Кишиневской Железной Дороги. Даже школа-десятилетка носила название железнодорожной.
Железная Дорога кормила большинство вапнярчан, а также жителей окрестных сел,которые не питали иллюзий в отношении получения материальных благ( а если проще,то просто выживания) от местных колхозов.Глава семьи,как правило, работал на железной дороге, а супруга гнула спину за «трудодни» в колхозе. Зато колхозникам положен был огород и разрешалось держать скот,что позволяло семье питаться « с огорода». Евреев –железнодорожников в местечке было всего несколько. Это стрелочник –орденоносец Шварцман, кассир Геня Газ, Затковетский, Беккерман, электрики Рубинштейн и Калика, инженер Изя Фих. Позже в железнодорожники подались супруги Зуберманы. Леня Зуберман возглавлял товарную службу станции, а его жена Роза работала диктором.
Это ее голос информировал пассажиров о прибытии-отправке поездов,а также ,что .. «Выход в город производится через...калитку!!!»
Вторым китом экономики являлось сельское хозяйство,вернее механизация С.Х.. МТС, МТМ, Нефтебаза, Маслозавод, Яйцебаза, Заготскот, Заготзерно,парочка обменпунктов( вапнярчане метко называли эти обменпункты ОБМАНпунктами).
Большим подспорьем для вапнярчан были сады и огороды.
И, наконец, третий Кит: Торговля и Обслуживание.В этой сфере было занято большинство вапнярчан,проживавших в самом поселке,тогда как остальные «два Кита»-жел. дорога и обслужиавние сельского хозяйства кормило население,проживающее на периферии местечка. Торговые предприятия относились к различным ведомствам. К райпотребсоюзу относились торговые предприятия Вапнярского Сельпо: Сельмаг,Продмаг,Хозмаг, Чайная, многочисленные Закусочные(своего рода Рюмочные,а вернее, «Стаканные», где продавали водку на разлив), цех по производству безалкогольных напитков, во главе с бессменным начальником цеха и одновременно производителем сиих напитков Элыком Пинисом. Два колбасных цеха снабжали вапнярчан (и не только их) разнообразными, и, кстати, вкуснейшими колбасными изделиями. Жаль, что автор не имеет возможности угостить читающего эти строки вапнярским сальтисоном, кровяной колбасой или,например, говяжей(«воловьей»)колбасой.. Такую вкуснятину уже давно не производят. А почему не производят? А потому ,что нужно иметь самое главное-качественное сырье.Ну что едят нынешние свиньи , коровы или разные там куры-утки? То ,что им дают.
А дают им не просто корм , а добавляют в него разные прибавки, в том числе и такие, которые стимулируют рост. Вот и получается- вес и рост есть , а вкуса нет.
Напротив, продукция молокозавода не отличалась особой изысканностью. Крестьянское молоко,творог и масло пользовались гораздо большим успехом у вапнярчан. Вапнярское мороженное тоже нельзя было отнести к шедеврам кулинарии. Хлебом вапнярчан обеспечивали две пекарни: Железнодорожная и Городская, а еще на рынке продавали хлеб домашней выпечки. Вот это был хлеб! Этот хлеб можно было есть «без ничего»,запивая водой. Кстати вода в Вапнярке тоже была особенная. Прежнее поколение помнит, что проезжая по железной дороге из Москвы, Киева, Львова в Одессу, пассажиры набирали воду
на станции Вапнярка в любую,имеющуюся в наличии тару. И пили как теперь пьют минералку, потому что это и была минеральная вода, только без газа и без рекламы.

ПАРИКМАХЕРСКИЕ.

« Приличный» внешний вид мужской части населения поселка, то-есть стрижку и бритье обеспечивали парикмахерские. Их было несколько и конкуренция была жесткой. Парикмахер Юра Пустильник обслуживал исключительно железнодорожников и пассажиров, он носил звание «Желдор.
Парикмахер». И попробовал бы он обслужить не «свою» клиентуру! На рынке была своя парикмахерская, придававшая более-менее приличный вид колхозникам,прибывшим сюда для продажи своей продукции.Там, в основном ,стригли «под бокс» и под «полубокс»,если было, что стричь.
Была ещё одно время парикмахерская Мишки Рыжего,куда заходила местная интеллигенция. Заходили туда учителя и бухгалтеры, счетоводы и медработники не только стричься- бриться,но и обменяться, такими редкими в то время , книгами.
Миша Рыжий имел приличную библиотеку,книги из которой предоставлял своим клиентам. Ну и обсуждали у него в парикмахерской литературные дела, как в писательском клубе. Миша Рыжий недолго «держал» парикмахерскую. Позже он перешёл работать вольнонаёмным в воинскую часть,где стриг солдат и офицеров Советской Армии,придавая им,требуемый уставами, вид. Мишка был не только парикмахером и книголюбом. Он ещё имел репутацию первоклассного танцора и сердцееда. Ну и ещё у него было хобби –охота. Он охотился, в основном ,на зайцев, которых было видимо-невидимо в окрестностях городка. Вот эта охота и привела к трагическому концу. Миша заразился бешенством от лисицы,подстреленой им на охоте.Весь городок оплакивал смерть Мишки Рыжего- красавца, танцора,книголюба и просто замечательного парня. Миша был холостым,он собирался обзавестись семьёй.Не успел.
Ещё одна парикмахерская находилась на центральной улице. Работал в ней частник («держал патент») Хаим Карпинский по кличке «Хаим Прак». Что означает эта кличка автору неведомо. Возраст Хаима не менялся- он всегда был старым. Автор не представляет себе Хаима молодым, поэтому не будет утомлять читателя описанием его внешности. Просто, это был круглый, лысый и очень пожилой еврей. По своему мастерству он не ходил в передовиках. Он знал три вида стрижки: «под нуль», то есть наголо,под полубокс и под бокс. Обычно он начинал стричь клиента «под бокс». И обычно то, что получалось после этого клиенту очень не нравилось. И Хаим начинал исправлять огрехи. Получался уже «полубокс». Вернее, он не получался, это просто Хаим уверял клиента, что это «полубокс». Если клиент оказывался не привередливым,то на этом процесс стрижки заканчивался. Клиент платил и уходил,чтобы никогда уже не вернуться сюда. Но,если клиент, видя своё отражение в зеркале после стрижки и понимая ,что в таком виде показаться на улице неприлично, настаивал на исправлении «причёски», то оба Хаим и настырный клиент приходили к соглашению, что лучшим выходом из положения есть третий вариант-« под нуль». Этот вид причёски Хаиму удавался лучше всех..
Клиенты у Хаима поэтому были, в основном , «одноразовыми». Если по улице шёл недостриженный или безволосый человек( конечно,иногородний), то было ясно, что он побывал сегодня в парикмахерской Хаима Карпинского. Приезжего люда в городке было много- крупный железнодорожный узел, как-никак- вот Хаиму и хватало на скромную жизнь.
Ну а главным центром местечковой жизни была Центральная Парикмахерская.
Это был клуб. Это была синагога. Это был ТАСС. Там знали не хуже Телеграфного Агенства Советского Союза обо всех мировых и местных новостях. Причём,в отличии от ТАСС, здесь не нужно было врать.Да, но и правду говорить опасно. На помощь приходили иносказания,притчи анекдоты. Автор уже описал Центральную Парикмахерскую в рассказе «Мойша», поэтому не будет повторяться
В этой парикмахерской трудились три мастера: Элык Дибров(заведующий) и два брата Яша и Фима. Здесь мастера могли выполнить любую модную стрижку- недовольных работой не наблюдалось. Братья Яша и Фима, кроме того часто выполняли роль « чистильщиков». Что это такое, спросите вы? Отвечаю: они чистили морды. Не только в смысле брили, но и в значении БИЛИ морды. Тяжеловес Яша и высокий, худой и жилистый Фима. специализировались, в основном, в приведении физиономии, попавшего в их поле зрения и слуха антисемита, в то, что называется мордой.Били кулаками . Во избежании смертельного исхода никогда не пользовались орудием своего труда-опасной бритвой. Антисемиты, а это были иногородние,(местных антисемитов в городке,можно сказать, не было или,вернее, они не проявлялись. Евреи и украинцы,русские и прочие национальности в городке вполне мирно сосуществовали.) обходили Центральную Парикмахерскую стороной,становясь клиентами конкурентов.
Категория: Проза | Добавил: isemko (17.08.2012)
Просмотров: 701 | Рейтинг: 0.0/0

Всего комментариев: 0
avatar


Нравится
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 244
Друзья сайта
Статистика



Яндекс.Метрика



Облако тегов
Вернуться наверх