На правом берегу Северского Донца, среди живописных мест расположена Святогорская Свято-Успенская Лавра.
"Монахи выбрали сабе самыя лучшия места. Самыя красивыя, самыя
живописныя. Основатели обителей несомненно были поэтами. В этом
соловьином царстве они взяли себе прелестный уголок. Да и вообще, куда
не заглянешь — если стоит обитель, значит, более поэтическаго, более
красиваго места по всей округе нет ..." — такие впечатления вызвал
Святогорский монастырь у российского писателя Василия Ивановича
Немировича-Данченко, который побывал в обители в 70-е годы XIX века.
Многие деятели культуры побывали в Святых Горах, Чехов и Бунин также
бывали здесь, и оставили свои впечатления в своих трудах. Но что так
тянуло людей в Святогорск во все времена?
История этой
знаменитой обители уходит своими корнями в глубокую древность.
Церковные историки расходятся в своих мнениях о времени причине
возникновения обители на берегу Донца. По одному из дошедших до нас
церковных преданий, монастырь был основан во время иконоборческой
ереси, вспыхнувшей в Византийской империи в 8 веке, еще задолго до того
как князь Владимир крестил Русь. Иконопочитатели, насельники многих
греческих обителей, убегая от преследования иконоборцев на окраины
империи в северное Причерноморье, и, поднимаясь по водным артериям Дона
и Северского донца, основывали на их берегах пещерные монастыри. Другое
предание относит появление монашествующих во Святых Горах к середине
XIII века, когда под ударами татарских орд пал Киев и уцелевшие
населиники Киево-Печерской Лавры рассеялись "по странам далеким".
Спускаясь вниз по течению Днепра, Дона и Северского Донца в поисках
новых мест для путынножительства, они обрели Донецкие горы,
напоминавшие дорогие им горы Киевские, и избрали их местом своих
духовных подвигов.
Неоднократно Святые Горы упоминаются в
исторических документах XVI века, таких как Московские и Львовские
летописи. В 1624 году Царь Михаил Феодорович игумену Симеону с братией
дарует жалованную грамоту. В это время Святогорский монастырь, будучи
самым передовым на южной границе Руси, неоднократно подвергался набегам
татар. При таких условиях монастырь превратился в своеобразную
крепость, чему способствовала неприступная со всех сторон скала.
Монастырь
был богат и знаменит во все времена, но дважды был закрыт. Первый раз
монастырь был закрыт в 1787 году при Екатерининских реформах. В 1844
году обитель вновь открылась, и благодаря трудам 12-ти братий во главе
с игуменом Арсением (Митрофановым) вновь поднялась из пепла. За 70 лет
в обители было построено 8 храмов, 5 храмов на хуторах, 2 скита,
корпуса, гостиницы, больницы, школы, огромное образцовое хозяйство.
Обитель насчитывала более 600 человек братии. В это время здесь просиял
новый светильник веры и благочестия, наследник первых монахов принявший
в XIX веке подвиг затворничества, подвиг монахов первых веков
христианства. И светильник этот — преподобный Иоанн Святогорский.
Но
наступил 1917 год, понесший за собой свои перемены. В начале 1918 года
монахи подверглись принудительному выселению, и из 600 человек осталась
от 200 до 300 из числа священнослужителей-стариков и часть монахов,
укрывшихся в монастыре. Начинаются новые набеги на монастырь, но в этот
раз — большевиков. Разграбливается церковное имущество, монахов
калечат, выгоняют из обители, убивают. Так в 1922 году обитель была
закрыта, просияв славой многих преподобномучеников и исповедников .
В
1992 году обитель вновь открыли, вновь в монастырь потянулись
паломники, количество братии стало расти, монатырь стал прославляться.
Строятся новые храмы, реставрируются старые. И в 2004 году монастырь,
по благословению Париарха Алексия II, получает статус Лавры. А в 2005
году наместник лавры — архимандрит Арсений был хиротонисан в епископа
Святогорского. В данный момент Святогорская Лавра — один из самых
многочисленных монастырей Руси. Каждый день здесь принимают большое
количество паломников, а на престольные дни и праздники в монастырь
стекается многотысячное число паломников и простых прихожан. Каждый
день совершается литургия и молебны, каждый паломник может поесть на
трапезе, в иконной лавке — большой выбор литературы, икон и церковной
утвари. Действует гостиница для приезжих. Практически все послушания в
Лавре исполняет братия, здесь своя столярная и швейная мастерские,
пекарня, кузня, пасека, огороды, просфорня, гараж, недостатка в
послушаниях у братий нет. Здесь усилиями регента архимандрита Арсения
собран прекрасный хор, котрый радует прихожан и паломников своим
сложенным и стройным пением.
Несомненно, меловые горы нависшие
над Донцом, сосны своими ветвями как бы глядящие в воды реки манят
своей необычностью и красотой. Но места эти манят более не своей
живописностью, а именно совокупностью красоты природы и святости
монастыря. И каждый человек, Посетивший Лавру запомнит её навсегда, и,
наверняка, захочет еще не раз вернуться сюда.